История гребли на байдарках и каноэ
История развития гребли на байдарках и каноэ насчитывает несколько тысячелетий. Прообразы современных каноэ обнаружены археологами в гробницах шумерских правителей, царствовавших 6000 лет назад. Как тогда, так и сейчас такие легкие плавательные средства широко используются для передвижения по воде. В движение они приводятся преимущественно с использованием весел. Дополнительно оборудованные парусом и балансиром эти лодки способны преодолевать дальние океанские расстояния и имеют внушительную вместимость — до 50 человек.
Видом спорта гребля на байдарках и каноэ стала во второй половине девятнадцатого века. Родиной гребли на байдарках считается Шотландия — именно там появились первые клубы любителей передвижения на байдарках и начались спортивные соревнования. В тот же период выделяется как отдельный вид спорта гребля на каноэ.
Отличия между байдаркой и каноэ обусловлены местностью, в которой использовались лодки. История появления гребли на байдарках начинается в северо-восточной части Азии и для защиты гребца от брызг и ветра эти плавательные средства оборудовались фартуками и юбками. Для лучшей устойчивости и маневренности они управлялись при помощи двухлопастного весла.
История гребли на каноэ берет начало на американском континенте: для индейцев, защита от суровых погодных условий не требовалась, и для управления судном было достаточно весла с одной лопастью. Поэтому и сейчас туристические и рыбацкие байдарки более распространены в России. В Карибском регионе популярность завоевали каноэ.
Появление гребли в России
История гребли на байдарках в России связана со временами правления Петра I. Тогда начали проводиться первые соревнования между владельцами маломерных плавательных средств. Точной классификации лодок и общих правил проведения соревнований тогда ещё не существовало — требования к участникам в каждом случае выставлялись индивидуально. Первые официальные состязания провел яхт-клуб Санкт-Петербурга в 1860 г. Большой популярности этот вид спорта не получил. Для вступления в клуб требовались рекомендации, а сама постройка лодки была удовольствием не из дешевых. Массовую популярность гребля на байдарках и каноэ в России приобрела уже во времена Советского Союза.
Олимпийская история гребли
Несмотря на то, что уже со второй половины девятнадцатого века по всему миру проводятся спортивные соревнования по гребле на маломерных лодках, появляются союзы и ассоциации, издаются специализированные журналы, олимпийским этот вид спорта стал лишь в 1936 году. Изначально гребля являлась сугубо мужской дисциплиной и лишь в 1948 году к соревнованиям допускают женщин.
Советские гребцы до 50-х годов двадцатого века находились в полной изоляции от своих зарубежных коллег. Знаковым оказался 1952 год, впервые на олимпиаде в Хельсинки выступила команда советских гребцов и заняла третье место. Впоследствии команды из Советского Союза не раз выигрывали главные призы на престижных международных соревнованиях.
Академическая гребля
Главное отличие академической гребли от традиционной это способ приведения лодки в движение. Спортсмены размещены спиной вперед по ходу судна на подвижных сиденьях. Грести можно двумя способами — распашным и парным. При распашной гребле один член команды использует одно весло. В случае с парной — два. В состав команды входит от одного до восьми человек. Различают мужские и женские лодки, и в зависимости от количества членов экипажа, они подразделяются на:
- одиночки;
- двойки (парные и распашные);
- четверки (парные и распашные);
- восьмерки.
Соревнования по гребле на байдарках и каноэ
В олимпийских соревнованиях по гребле на байдарках принимают участие следующие плавательные средства:
- байдарка-одиночка;
- байдарка-двойка;
- байдарка-четверка.
Заплывы осуществляются на короткие и длинные дистанции, цифры различаются для мужчин и женщин. Для мужчин это 200м. и 1км., для женщин соответственно — 200 и 500м.
Олимпийских дисциплин в гребле на спортивном каноэ меньше: используются каноэ-одиночка и каноэ-двойка. Дальность заезда — 200м. и 1км.
Международные соревнования проводятся также на длинные и сверхдлинные дистанции — 42 км. и более. В этих случаях накладываются ограничения на взаимное сближение участников, с целью избежать неблагоприятного влияния на исход гонки течения воды, и увеличивается количество поворотов и разворотов.
К дизайну лодок особых требований не предъявляется, строго регламентируются вес, длина, наличие элементов, обеспечивающих безопасность спортсмена в случае, если лодка перевернется.
Плюсы, минусы и основные риски спорта
К безусловным положительным моментам гребли на байдарках и каноэ относится то, что все соревнования происходят исключительно в теплое время года, на «открытой воде». Зимой спортсмены тренируются на тренажерах в залах. Большая физическая нагрузка (усилие на одно движение веслом составляет до 60 кг.), сравнима с работой тяжелоатлетов. Но, поскольку, в ходе заплыва у спортсмена одновременно задействуется множество групп мышц риск возникновения таких травм как разрыв связок, мышечных тканей, переломов костей минимален. Поскольку тренировки и соревнования проходят на открытых водоемах, под воздействием физической нагрузки, гребец обогащает органы и ткани организма кислородом. Этот спорт не критичен к возрастным изменениям — известны случаи, когда олимпийскими чемпионами становились люди, перешагнувшие 30-40-летний рубеж. Длительные тренировки на свежем воздухе симулируют развитие иммунной системы, закаливают и повышают выносливость организма.
К недостаткам относится большая загруженность на тренировках — каждое движение должно быть отработано до автоматизма. Снаряжение для занятий греблей на байдарках и каноэ недешево — купить только одно весло в 2021 году можно за сумму, не менее 10 000 рублей. А если добавить сюда цены на сами лодки, специальные тренажеры, направленные на развитие определенных групп мышц, услуги врачей и тренеров, аренду мест для хранения инвентаря в межсезонье, то греблю на байдарках и каноэ можно отнести к элитным видам спорта.
Главный риск при гребле — потеря баланса, устойчивости лодки. Одно неверное, резкое движение на подходе к финишу и результат — переворот, может свести на нет результаты всех длительных тренировок. Правда и последствия не столь плачевны, как, например в автомобильных или мотоциклетных гонках — в худшем случае до берега придется добираться вплавь.
Читайте также: что такое овертайм в баскетболе.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.