Изучение иностранного языка с помощью коммуникативного подхода
Такое языковое обучение отличается от более традиционных подходов, в которых акцентируется внимание на изучении структурной компетенции в обучении иностранному языку. Д.Х. Хаймс дал определение коммуникативной компетенции как наиболее общему термину для определения возможностей личности. Он утверждает, что компетентность зависит от знания языка и от умения использовать его в зависимости от ситуации. Есть несколько секторов коммуникативной компетенции: компетенция как грамматика; компетенция как соответствие контекстов; компетенция как приемлемое использование; компетенция как выполнение. Проблема коммуникативной компетенции рассматривается с помощью коммуникативного подхода к изучению языка. Существует два коммуникативных подхода к изучению иностранного языка:
1) совершенная организация учебной программы,
2) методология. Точнее говоря, первый подход определяет, что именно изучать с коммуникативным принципом, а второй подход показывает, как и с помощью каких методов сделать обучение более доступным. Коммуникативный подход ориентируется на изучение языка через общение. Использование языка в реальной коммуникативной ситуации породило в рамках коммуникативного подхода некоторые тенденции, релевантные для преподавания иностранного языка:
1) интерес студентов процессом обучения в соответствии с их интересами, способностями и потребностями;
2) главным в процессе обучения является не преподаватель, а студент;
3) коммуникативная направленность всех видов обучения;
4) учебно-методические материалы подаются по ситуативно-тематическому или функциональному принципу;
5) основными видами деятельности студентов являются: парная работа (диалог) групповая работа (полилог);
6) коммуникативный подход к изучению языка породил нетрадиционное отношение к ошибке.
Выделяют шесть принципов организации учебной деятельности студентов
1) принцип коммуникативно-личностной организации;
2) принцип обязательного использования и рационального соотношения алгоритмических эвристических учебных действий в ходе усвоения речевой коммуникации;
3) принцип организации одновременной учебной деятельности на занятиях всей языковой группы студентов при формировании навыков и умений;
4) принцип взаимосвязанного обучения различным видам речевой деятельности с учетом их особенностей и ускоренным обучением восприятия речи;
5) принцип цикличности построения учебного процесса;
6) принцип рационального использования родного языка при обучении иностранному.
Важнейшим и основным принципом является 1-й принцип, который реализует коммуникативную направленность обучения в целом. Для обоснования этого принципа следует проанализировать, что же является коммуникативно-личностной организацией учебной деятельности. Коммуникативная организация предполагает три основных условия:
1. Направленность обучения студента не на получение языковых знаний, а на выработку навыков (грамматических, лексических, фонетических, речевых умений), обеспечивающих возможность осуществления иноязычной речевой деятельности во время общения, реализации языка в актах коммуникации.
2. Второе условие, связанное с реализацией принципа коммуникативной организации, предусматривает коммуникативный характер упражнений, используемых в учебном процессе для выработки навыков и речевых умений.
3. Формирование у студентов побудительно-мотивационной фазы деятельности - создание потребности в иноязычном речевом общении. Для этого нужна высокая положительная мотивация: а) без мотивации речевая деятельность вообще не может начаться б) сама эффективность речевой деятельности растет, когда высокая положительная мотивация. Следовательно, чтобы обеспечить коммуникативный характер учебной дисциплины, необходимо организовать ее с учетом личностей учащихся и сделать их лично - значимыми.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.